Несмотря на локдаун состоялась ежегодная конференция “Марша Жизни” под названием: “Объединиться, чтобы быть светом, – важно, как никогда раньше!” Никогда прежде конференция “Марша Жизни” не была такой интернациональной и обширной, как в этом году. Около 5000 участников подключились на онлайн-конференцию из более чем 30 стран – среди них много выживших в Холокосте.

В пятницу днем 150 директоров и организаторов Марша Жизни из 24 стран встретились в Zoom, чтобы обговорить события прошлого года и, еще важнее, планировать следующие шаги на 2021 год. Основатель “Марша Жизни” Джобст Биттнер поделился своим видением и призвал проводить активные действия, несмотря на ограничения пандемии, но следуя местным правилам карантина.

В субботу днем началась официальная часть конференции, темами которой были разнообразные доклады, затрагивающие как историю, так и актуальные социальные проблемы. Большое внимание уделялось  реакции на всемирный рост антисемитских теорий заговора в связи с пандемией. В своем вступительном слове Джобст Биттнер подчеркнул, что не существует вакцины от антисемитизма. “Если в общественном транспорте Берлина вывешиваются откровенно антисемитские листовки,” – сказал он, – “необходимо срочно принимать меры: те, кто хочет взять на себя ответственность за будущее, не должны позволить себе впасть в летаргию изоляции”.

Д-р Борис Забарко, выживший в Холокосте и доктор исторических наук, подробно рассказал о вторжении немецкого Вермахта в тогдашний Советский Союз и последовавшие за этим уничтожение еврейского народа в Украине.  В 1941 году там проживало 2,7 миллиона евреев, 98 процентов из которых были убиты айнзатцгруппами в массовых расстрелах в своих же населенных пунктах на глазах у соседей и друзей. Урочище Бабин Яр в Киеве – это воплощение беспредельности Холокоста. Всего за два дня Вермахт расстрелял там более 33 000 евреев.

Преступления Вермахта в Восточной кампании до сих пор лежат под покровом молчания, искажая действительность, если преступники начинают восприниматься как жертвы. Но у каждой страны есть своя историческая ответственность и вина, которую нужно признать. Отрицание и подавление являются общими характеристиками. В своем выступлении Джобст Биттнер передал универсальные ключи, с помощью которых каждый народ может разорвать покрывало молчания.

Михель Гоурару, европейский директор “Марша живых”, очень лично рассказал о том, что побуждает его к активной деятельности в защиту памяти и в поддержку Израиля. После заключения в различных концентрационных лагерях дед Гоурару был расстрелян на обочине дороги во время марша смерти из Флоссенбюрга в Дахау. Он был сторонником сиониста Зеева Жаботинского, который выступал за самооборону евреев. Александр Гоурару, отец Михеля, состоял в сионистской молодежной организации “Бейтар” и отправился в Бельгию для прохождения военной подготовки, где в 1943 году его задержало гестапо.  “Мой отец пронес в тюрьму свечи и соорудил ханукию, чтобы дать надежду заключенным. Поэтому для меня лично имеет большое значение то, что ваше движение началось с празднования Хануки”, – сказал Гоурару.

Секретарь Федерации еврейских общин Чешской Республики д-р Томаш Краус также рассказал историю своих родителей, которые выжили в Холокосте и по-разному справлялись с пережитым. До войны его отец был очень известным журналистом, который критически отзывался о национал-социалистах и поэтому попал сначала в Терезиенштадт, а затем в Освенцим. После окончания войны он вернулся в Прагу и писал о пережитом в Освенциме. Мать Крауса, напротив, олицетворяет большинство выживших, которые не говорили о том, что они пережили, и что им пришлось потерять многих близких и родственников. В конце Краус призвал участников конференции не смиряться с изоляцией пандемии: “Если снова появится возможность – приезжайте к нам! Но во время кризиса давайте поддерживать контакт. Самое худшее – это обрести менталитет гетто.”

Официальный “Вечер во славу Израиля” стал еще одним ярким моментом конференции, который транслировался на шести языках. Доктор Томас Файст, уполномоченный по еврейской жизни Саксонии, рассказал о значении этого года, а именно о “1700 лет еврейской жизни в Германии”. “Если мы используем этот год для сближения христиан и евреев и попытаемся обработать существующие раны, это будет благом не только для Германии, но и для всего мира”, – подчеркнул Файст. – “Марш Жизни предпринимает правильные практические шаги на личностном уровне, начиная с признания вины и просьбы о прощении.”

Почетным гостем вечера стала выжившая в Холокосте Рут Штайнфельд из Хьюстона, чья семья родом из Ладенбурга под Мангеймом. Она рассказала, как трудно ей было говорить о пережитом и смотреть в лицо своему прошлому. Но когда она посетила свой бывший дом детства в 1981 году, она смогла простить немцев и примириться со своей историей, что навсегда изменило ее жизнь. В ее честь была поставлена театральная постановка “Простить, но не забыть”, которая раскрывает часть ее биографии. Спектакль заканчивался видеозаписью танца перед ее бывшем домом в Ладенбурге.

На конференции также было представлено видение Маршей и акций, которые планируются ко Дню памяти жертв Холокоста: “Объединиться, чтобы быть светом! Вместе за лучшее будущее без антисемитизма и ненависти к евреям.” Программа включает мероприятия на местах с чтением имен жертв Холокоста, совместную международную онлайн-конференцию, а также, в зависимости от ситуации пандемии, более или менее масштабные марши.

Более подробную информацию вы можете найти здесь, на сайте Йом ха-Шоа.

Вечер во славу Израиля: https://youtu.be/KrKwHjamQKg